Язык сайта

Язык – это и инструмент, с помощью которого мы влияем на окружающий мир, и признак, по которому мы определяем в людях, в книгах, в фильмах, в сайтах очень многое. Это наше первичное и наиболее мощное оружие, которое отличает нас от других существ. Язык помогает нам налаживать контакты, выстраивать сложные речемыслительные комбинации и воздействовать друг на друга.

Наша речь отражает наши индивидуальные особенности, а ещё она помогает нам противоборствовать между собой и действовать друг другу на нервы.

И, тем не менее, языковой аспект недооценивается, когда речь идёт о создании сайтов. Сколько раз мы сталкивались с компаниями, которые торгуют приторно-вежливой дешёвенькой информацией вместо того, чтобы нанять талантливых профессиональных писателей для создания свежего, живого контента?

Почему же мы, создатели сайтов, так часто игнорируем этот важный аспект своей работы? Получается, язык настолько «прозрачен», что мы его воспринимаем как воздух, как нечто само собой разумеющееся, знакомое всем и не нуждающееся в профессиональном подходе. Да и задумываемся ли мы об этом?

Если да, то кто занимается языком сайта?

Наиболее частый ответ «Никто». Никто не занимается языком на глобальном уровне, но все творят с ним что-то понемножку. А в такой ситуации обеспечить последовательность и единство интонации, терминологии и выбор лексики невозможно, потому что нет того, кто следит за соблюдением заданных стандартов. «Управляющим контентом» может быть редактор, дизайнер интерфейса, копирайтер – или представитель другой подходящей профессии. Он подберёт синонимы во избежание тавтологии, обеспечит выбор лексики, разберётся с пунктуацией и установит, наконец, необходимые требования к контенту каждого сайта. Именно его будут спрашивать: «А какая здесь разница?», «А действительно ли это важно?» - когда речь будет идти о содержании.

Создать текст, сопровождающий посетителя в процессе пользования сайтом, - дело непростое. Если он в избытке, то пользователь может подумать, что вы считаете его неспособным справиться с сайтом по причине его недалёкости. А если его недостаточно, то посетитель может просто растеряться, потеряться и не достичь желаемых целей.

Пунктуация

Это тоже один из аспектов, которому немногие уделяют внимание. Доходишь до конца строчки – а тут бац! Пунктуационный знак. И тут свои подвохи.

Используете ли вы кавычки, чтобы выделить особые детали, которые требуют отдельного внимания - или же это вызывает у вас саркастическую усмешку? А в каких случаях вы используете восклицательный знак?

Как-то один из моих клиентов подошёл ко мне прямо посреди улицы со словами: «Почему вы кричите на меня каждый раз, когда мои поиски заканчиваются неудачей?» Я непонимающе посмотрел на него и быстро расспросил, в чём вообще дело.

Оказалось, что некоторые сообщения об ошибке на моём сайте кажутся ему критикой и осуждением в его адрес, поскольку заканчиваются восклицательным знаком. Получается, даже с такими, казалось бы, незначительными вещами нужно быть осторожным.

Какая разница между «заказать» и «выписать счёт»? На некоторых сайтах никакой. Та же история со словами «Найти», «Искать» и «Просмотреть» - а ведь у них разные значения. Каждое из них имеет неодинаковый смысл для пользователя.

Что вы хотите сказать пользователю? Каким образом вы собираетесь донести это до него? Чтобы ответить на эти вопросы, вам нужно понять, что за аудитория у вашего сайта, что она может вынести с данного веб-ресурса, и как этот сайт представит своего владельца.

Вам придётся отвечать за…

Вот пример. Не успел мой брат создать и разместить свой сайт, как на него немедленно набросилась собственная родня из-за его немыслимой орфографии, более чем подозрительной пунктуации и массы других грамматических ошибок по всему контенту. Он и не думал, бедняга, что это вызовет такие скандальные последствия. Видимо, полагал, что мы, не заметив этого, устремив всё внимание на само великолепное содержание сайта.

Мои друзья, которые из любопытства заходили на сайт, спрашивали потом меня: «А сколько лет твоему брату? Мы думали, он взрослый». Люди, посетившие этот сайт, покидали его с полной уверенностью, что автор – идиот. Мой брат просто недооценил свою главную аудиторию – свою семью, в которой есть филолог, бывший копирайтер и картограф. На протяжении нескольких недель в его электронный ящик толпами приходили сообщения главным образом не по поводу содержания, а по поводу грамматических ошибок. Спустя некоторое время он сообщил, что вплотную принялся за «работу над ошибками». Мама была довольна.

Язык чрезвычайно гибок по своей природе, и он позволяет использовать самые разнообразные интонации, стиль и лексикон, чтобы отвечать требованиям каждой конкретной аудитории.

Для того, чтобы пользователи сайта, содержащего информацию о голодающих во всём мире, чувствовали, что этот веб-ресурс отличается от сайта по продаже скейтбордов для подростков.

Статью предоставила студия веб дизайна tanix.